Закон о полиции 2018

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(ред. от 16.10.2019)
«О полиции»

Приказ МВД России от 14.02.2017 N 65 Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации

44.4. Проверяет знание командируемыми сотрудниками положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» <1>, иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов и других управленческих документов МВД России, применение которых необходимо для успешного выполнения служебного задания.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 (ред. от 28.08.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» предоставление единовременного пособия в размере 3 млн.

рублей членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае: гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, единовременного пособия в размере 2 млн.

Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 N 372 (ред. от 08.05.2019) «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» предоставление единовременного пособия в размере 3 млн.

рублей членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае: гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, единовременного пособия в размере 2 млн.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2017 N 8-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» в связи с жалобой гражданина В.И. Сергиенко»

1. Согласно пункту 13 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном данным Федеральным законом.

Постановление Конституционного Суда РФ от 01.03.2017 N 3-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 43 Федерального закона «О полиции» в связи с жалобами граждан В.А. Семенова и Н.В. Шмакова»

В частности, поскольку названный Федеральный закон связывает увольнение по данному основанию исключительно с отсутствием возможности перемещения сотрудника по службе (перевода на другую должность в органах внутренних дел), что, в свою очередь, может быть обусловлено отсутствием вакантных должностей в органах внутренних дел, несоответствием профессиональных качеств сотрудника требованиям, предусмотренным для занятия имеющейся вакантной должности, и другими обстоятельствами, при наличии вакантных должностей в органах внутренних дел сотруднику, признанному ограниченно годным к службе или годным к службе с незначительными ограничениями, соответствующие должности (с учетом квалификационных требований по каждой из них) должны быть предложены.

«Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год»

В соответствии с пунктом 2 плана мониторинга Минобороны России проведен мониторинг правоприменения в сфере действия УИК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, федеральных законов от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (далее — Федеральный закон N 61-ФЗ), от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон N 76-ФЗ), от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста», от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», а также подзаконных нормативных правовых актов.

Приказ МВД России от 14.11.2016 N 727 Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов

<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6953; 2014, N 6, ст. 558, 559, 566; N 30, ст. 4259; N 42, ст. 5615; N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1021, 1022; N 10, ст. 1393; N 14, ст. 2008; N 29, ст. 4374; 2016, N 26, ст. 3870; N 27, ст. 4160, 4238. Далее — «Федеральный закон «О полиции».

Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции».

Федеральный закон от 28.12.2016 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции».»;

Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 06.11.2018) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»

При территориальном органе и подчиненных органах действуют общественные советы, формируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».

10. В территориальном органе в целях обеспечения осуществления возложенных на него полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению сотрудниками, государственными служащими и работниками.

Нравственные основы

Вступая в ряды правозащитных органов, каждый сотрудник выражает готовность беззаветного служения Отчизне и защиты нематериальных ценностей. К ним относятся:

  • личная свобода российских и иностранных граждан;
  • демократические принципы;
  • соблюдение законности;
  • поддержание правопорядка.

Служебная деятельность полицейских призвана защищать жизнь и здоровье всех людей, независимо от общественного статуса или финансового состояния. Сотрудники силовых ведомств оберегают честь и достоинство каждого человека, контролируют предоставление гражданам законных прав и свобод.

Нравственные аспекты трудовой деятельности правоохранителей базируются на персональной ответственности за создание истории Российской Федерации.

Силовики стремятся сохранять и приумножать духовные ценности русского народа. Среди них:

  • гражданственность, выраженная преданностью России;
  • государственность, проявляющаяся в осознании принципов демократизма, единства и неделимости РФ;
  • патриотизм, представленный верностью присяге, основанной на возвышенной любви к своему Отечеству и стремлении посвятить жизнь служению избранной профессии.

Нравственные принципы и обязательства полицейского

Моральные аспекты профессиональной деятельности кадрового состава правоохранительных органов базируются на следующих принципах:

  • гуманизм, заключающийся в сохранении и защите человеческой жизни и здоровья;
  • законность, состоящая в признании правозащитниками главенства закона в российском государстве;
  • объективность, предполагающая непредвзятое и беспристрастное принятие решений в служебных рамках;
  • справедливость, предусматривающая соответствие карательных санкций тяжести правонарушения или проступка;
  • толерантность, состоящая в уважении и терпимости к различиям в национальных, исторических и религиозных традициях и обычаях отдельных слоев населения.

Краткий перечень обязанностей полицейского.

Перечень нравственных обязательств служащих МВД включает:

  • нетерпимость к любым противоправным действиям;
  • мужество и неустрашимость при выполнении должностных обязанностей;
  • твердость и непоколебимость в борьбе с преступностью;
  • при моральном выборе восприятие человека в качестве цели, а не средства ее достижения.

В кодексе прописано главное нравственное правило профессиональной деятельности российских полицейских. Его смысл заключается в таком отношении к посетителям, обращающимся за помощью в ОВД, какого сотрудник полиции желает по отношению к себе.

Правила поведения

Основные стандарты поведения кадрового состава силовых ведомств РФ базируются на следующих принципах:

  • вежливость, корректность и уважительность в общении с гражданами, независимо от их достатка и социального статуса;
  • независимость служебных решений от неприязни или дружеского отношения, антипатий или привязанностей;
  • внимание и уважение к вышестоящим чинам и старшим коллегам;
  • деловой стиль поведения, проявляющийся в обязательности, точности, аккуратности, профессиональной компетентности;
  • простота и скромность в общении с сослуживцами, безвозмездная помощь товарищам по службе, нетерпимость к зависти и недоброжелательности, пресечение недобросовестной служебной конкуренции.

Мужской половине персонала ОВД полагается быть благородными, вежливыми, тактичными и предупредительными по отношению к сотрудницам. Мужчинам надлежит проявлять заботу и дружеское участие, оказывая содействие женщинам, не только на службе, но и в жизни.

Правоохранители должны иметь крепкую семью, основанную на любви и взаимопонимании. Родители должны воспитывать детей, прививая им высокие моральные принципы.

Сотрудники МВД обязаны воздерживаться от алкоголя во время работы и накануне служебного дня. Наркотические вещества запрещены к употреблению. Исключение составляют лекарственные препараты, прописанные врачом по медицинским показаниям. Нельзя курить в общественных местах и государственных учреждениях, чтобы не провоцировать окружающих и не причинять вред здоровью других граждан.

Этическими стандартами поведения не приветствуется посещение полицейскими казино и прочих заведений, предполагающих участие в азартных играх.

Недопустима беспорядочная половая жизнь с частой сменой партнеров. Общение с криминальными личностями и людьми с неблагонадежной социальной репутацией желательно ограничить исключительно служебными отношениями.

На службе

Сотрудники полиции, решая повседневные оперативные задачи, придерживаются следующих правил:

  • полная отдача на протяжении всего рабочего дня;
  • использование имущественных ресурсов и нематериальных запасов, числящихся на балансе подразделения МВД, строго для выполнения служебных обязанностей;
  • в случае неэффективности ненасильственных мер возможность задействовать физическую силу, а в исключительных ситуациях применять огнестрельное оружие;
  • стремление минимизировать моральный ущерб при досмотре, обыске, силовом задержании;
  • пресечение издевательств и глумлений в отношении подозреваемых;
  • обеспечение максимального удобства гражданским участникам оперативно-разыскных мероприятий, выступающим в роли свидетелей и потерпевших. Требования к служебному поведению сотрудников полиции.

Обыскивая помещение или изымая вещественные доказательства в ходе расследования, полицейский обязан принять меры для сохранности имущества. Небрежное отношение к предметам, представляющим ценность для граждан, не допускается.

При противоправных действиях

Действия кадрового состава Министерства внутренних дел РФ при пресечении правонарушений подчинены следующим принципам:

  • убедительное и понятное сообщение нарушителю причины обращения;
  • краткие и властные распоряжения, не допускающие двусмысленного толкования;
  • сохранение спокойствия и выдержки, постоянный контроль эмоционального состояния;
  • предотвращение конфликтных ситуаций, спровоцированных правонарушителем, и своевременное пресечение конфликтов;
  • психологический контакт с потерпевшими и очевидцами;
  • принципиальность и решительность при представлении государственной власти;
  • ссылка на законодательные документы при разъяснении нарушителю неправомерности поступков;
  • отсутствие морального давления во время допросов;
  • щадящее отношение к психике допрашиваемых, недопущение резких высказываний или жестокости.

При проведении опроса полицейский должен стремиться снять эмоциональное напряжение доброжелательностью и уравновешенным тоном. Запрещено применять пытки даже в чрезвычайных ситуациях.

Профессиональная нравственная деформация личности и профилактика

Переосмысление моральных и духовных ценностей и негативная смена жизненных ориентиров у некоторых сотрудников под влиянием особенностей профессиональной деятельности приводит к нравственной деформации личности. Она искажает восприятие служебных обязанностей, дискредитируя облик российского полицейского. К ее проявлениям относятся:

  • пренебрежение к закону;
  • равнодушие к людям, выраженное отсутствием сопереживания горю;
  • ощущение непогрешимости и вседозволенности;
  • круговая порука как следствие искаженной политики корпоративной солидарности;
  • моральная нечистоплотность, проявляющаяся в следовании двойным стандартам;
  • привлечение к расследованиям криминальных элементов;
  • нравственная распущенность, беспорядочные половые связи, бытовая деградация и т. д.

Способы преодоления деформации.

Для предотвращения профессиональной деформации руководство проводит с персоналом воспитательную работу, включающую профилактические беседы. На собраниях разъясняется опасность явления как для отдельного полицейского, так и для всего коллектива.

Руководящему составу МВД кодекс предписывает создавать благоприятную морально-психологическую атмосферу среди сотрудников подразделения. Для этого вне рабочего времени организуются различные тренинги, выездные мероприятия с активным отдыхом, концерты художественной самодеятельности.

Руководство должно развивать эмоциональную устойчивость и профессиональную ориентацию персонала. Для профилактики деформации у служащих надлежит вырабатывать стойкий иммунитет к негативному влиянию криминальной среды. Руководитель обязан формировать настрой сотрудников на осознанное соблюдение стандартов и принципов, прописанных в кодексе профессиональной этики.

Правила общения

Правила общения базируются на конституционных правах российских граждан на неприкосновенность личной свободы, защиту доброго имени, чести и достоинства.

Полицейский должен действовать, придерживаясь следующего алгоритма:

  1. Обязательный первый шаг — приветствие (без рукопожатия). Ладонь прикладывается к форменной фуражке. После представления с указанием звания полицейский сообщает собеседнику причину обращения.
  2. Все претензии сотрудник полиции обязан выражать вежливо, но твердо и убедительно. При необходимости корректно и без раздражения аргументировать смысл требований.
  3. Служащий правоохранительных органов внимательно, с уважением и доброжелательностью прислушивается к гражданам, невзирая на социальное положение и достаток. Не следует перебивать собеседника и оставлять без внимания вопросы и разъяснения.
  4. Особое отношение проявляется к инвалидам и пожилым людям, женщинам и детям. Общение с ними базируется на сопереживании и заботе.

Во время службы

Общение сотрудников полиции во время службы.

При установлении личности задержанного или в рамках исполнения служебных обязанностей, проверяя документы подозреваемого, полицейский придерживается предписанных кодексом правил. Его действия подчиняются таким принципам:

  • тактичность и вежливость должны сопровождать требования правоохранителя;
  • для предотвращения конфликтной ситуации сотруднику полиции полагается предложить гражданину самому предъявить для проверки требуемые бумаги и запрещенные предметы;
  • проверяя документы, следует проявлять повышенное внимание и скорость, не задерживая подозреваемого без уважительных причин;
  • по завершении досмотра полицейский обязан вернуть имущество гражданскому лицу, выразив благодарность за сотрудничество.

Сотрудник ОВД должен быть терпеливым и выдержанным, готовым к неадекватному и агрессивному поведению задержанных. При необходимости правоохранитель оказывает первую помощь пострадавшим и отправляет их в ближайшее медицинское учреждение.

Выдержка кадрового состава МВД проявляется в невосприимчивости к насмешкам, едким и ироничным высказываниям гражданского населения. Полицейские не позволяют развиваться конфликтным ситуациям и обладают способностью предотвращать скандалы.

С посетителями

Общение сотрудников полиции с посетителями полицейского участка.

Обращаться в полицию граждан вынуждает беда или неприятность. Их мнение об эффективности работы правоохранительных органов зависит от отношения отдельного сотрудника.

Принимая посетителей, полицейские должны действовать по следующему алгоритму:

  1. Начинать общение следует с приветствия. Стремление оказать помощь поддерживается искренним участием и сопереживанием. Вежливость выражается предложением присесть и изложить проблему.
  2. Вникая в причину обращения, сотрудник должен задать уточняющие вопросы. Опрос проводится корректно, без психологического давления на собеседника.
  3. Принимая окончательное решение по устранению изложенной посетителем проблемы, правоохранитель обязан предоставить правовое обоснование. Обратившемуся гражданину сообщают сроки обжалования.

Для конфликтных ситуаций допускается нивелировать эмоциональное напряжение с помощью непринужденной беседы на отвлеченные темы.

Кодексом профессиональной этики сотрудника ОВД не приветствуются:

  • долгое ожидание приема без уважительной причины;
  • грубая форма общения;
  • раздражительность и недовольство сотрудника;
  • игнорирование посетителя (если полицейский длительное время разговаривает по телефону или занят с документами).

С иностранными гражданами

Общение полицейского с иностранным гражданином.

Специфика общения правозащитников с гражданами других стран обусловлена недостаточно хорошим владением иностранцами русским языком и плохим знанием российских законов, традиций и поведенческих стандартов. Поэтому, общаясь с представителями иностранных государств, служащие МВД соблюдают следующие правила:

  • если гражданин другой страны совершил незначительный проступок, с ним проводится разъяснительная беседа с обоснованием недопустимости такого правонарушения;
  • политические вопросы, действия государственной власти, включая правоохранительные органы, не подлежат обсуждению с иностранцами.

Полицейскому при общении с иностранными гражданами надлежит учитывать языковой барьер, проявляя терпимость при объяснении поведенческих стандартов.

Морально-психологический климат в коллективе

Благоприятная морально-психологическая атмосфера в служебном коллективе зависит не только от руководителя, но и от всего кадрового состава. Для ее поддержания сотрудники ОВД обязаны:

  • устанавливать деловые взаимоотношения, основанные на товариществе, взаимопомощи и терпимости;
  • пресекать нарушение дисциплины и внутреннего распорядка;
  • нести ответственность за свои слова и действия;
  • соблюдая субординацию, подчиняться распоряжениям и приказам руководства;
  • активно участвовать в деятельности общественных формирований;
  • содействовать руководству в мобилизации личного состава.

Кодекс запрещает:

  • обсуждать решения руководителей, принимаемые в рамках их полномочий;
  • распространять непроверенную информацию, слухи и сплетни;
  • необъективно относиться к товарищам по службе;
  • претендовать на незаслуженные привилегии;
  • давать необоснованные обещания;
  • проявлять лицемерие, лесть, подобострастие перед руководством и другие негативные черты характера;
  • преувеличивать свою значимость и профессионализм.

Профессионально-этические требования к руководству

Поведение руководителя базируется на уровнях интеллекта, образованности, эрудиции с учетом деловых качеств. Основа нравственного облика — профессионально-моральные характеристики личности. К ним относятся честность и порядочность, обязательность и исполнительность, справедливость и самокритичность, доброжелательность и требовательность.

Кодекс предписывает руководителю:

  • строить отношения в коллективе на базе стандартов профессиональной этики;
  • препятствовать распространению сплетен и слухов, развитию интриг внутри коллектива, проявлению негативных качеств характера сотрудников;
  • уважительно и вежливо общаться с подчиненными, обращаясь по званию или по имени и отчеству;
  • проявлять скромность в служебных и бытовых запросах и потребностях.

Нормы профессиональной этики руководства полицейского участка.

Нормы профессиональной этики правоохранителя не допускают:

  • создание условий для интриг, доносов и ложных обвинений внутри коллектива;
  • перекладывание обязанностей и ответственности за принятые решения на нижестоящих сотрудников;
  • моральное унижение, пренебрежение и рукоприкладство по отношению к подчиненным;
  • обсуждение с персоналом распоряжений и приказов вышестоящего руководства;
  • использование зависимого положения служащих низшего ранга для одалживания денег и получения подарков.

Внешний вид и форма одежды

Форменная одежда полицейского должна соответствовать уставным требованиям МВД. Кодекс предписывает сотруднику правоохранительных органов:

  • содержать форму подогнанной по фигуре, хорошо отутюженной, чистой и аккуратной;
  • вызывать уважение гражданских лиц и товарищей по службе образцовым внешним видом;
  • надевать в праздничные дни на форменную одежду государственные и внутриведомственные награды, значки, ордена и медали, в будни носить орденские планки;
  • при твердой энергичной ходьбе с высоко поднятой головой и расправленными плечами демонстрировать строевую выправку;
  • поддерживать здоровый образ жизни соблюдением индивидуальной и общественной гигиены.

Гражданская одежда должна соответствовать деловому стилю. Костюм, платье и обувь должны быть строгими, неяркого цвета, акцентировать внимание окружающих на опрятности и аккуратности сотрудника правоохранительных органов Российской Федерации.

Аккуратная стрижка и гладко выбритая кожа лица отличают полицейского-мужчину. Допускается умеренное использование парфюмерных средств. В гражданской одежде приветствуются скромность и вкус.

Одежда сотрудников полиции в разное время года.

Яркая косметика для женской половины кадрового состава МВД недопустима. Макияж не должен быть вызывающим, а должен только оттенять природную красоту представительниц слабого пола.

Сотруднику в полицейской форме не позволено посещать игорные и увеселительные заведения, если визит не вызван служебной необходимостью. Нежелательно совершать покупки в торговых организациях, переносить габаритные пакеты, сумки и тяжелые грузы.

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Предназначение Кодекса

1. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации1 является профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести сотрудника.

2. Кодекс как свод профессионально-этических норм определяет для сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации2:

  • нравственные ценности, обязательства и принципы службы в ор­ганах внутренних дел;

  • профессионально-этические требования к служебному и внеслу­жебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе;

  • профессионально-этический стандарт антикоррупционного пове­дения.

3. Настоящий Кодекс служит целям:

• установления нравственно-этических основ служебной деятель­ ности и профессионального поведения сотрудника;

Далее — «Кодекс».

Далее — «сотрудник органов внутренних дел» или «сотрудник».

Этика сотрудников правоохранительных органов 531

  • формирования единства убеждений и взглядов в сфере профес­сиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;

  • регулирования профессионально-этических проблем взаимоот­ношений сотрудников, возникающих в процессе их совместной деятельности;

  • воспитания высоконравственной личности сотрудника, соответ­ствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессио­нальной морали.

4. По своему функциональному предназначению Кодекс:

  • служит методологической основой формирования профессио­нальной морали в органах внутренних дел;

  • ориентирует сотрудника в ситуациях конфликта и этической не­определенности и иных обстоятельствах нравственного выбора;

  • способствует выработке у сотрудника потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения;

  • выступает средством общественного контроля за нравственным обликом и профессиональным поведением сотрудника.

5. Кодекс разработан на основе положений Конституции Россий­ ской Федерации, требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Россий­ ской Федерации1 с учетом общих принципов служебного поведения государственных служащих2.

Нормы и требования Кодекса соответствуют положениям Кодекса должностных лиц по поддержанию правопорядка3, а также Европей­ского кодекса полицейской этики4.

6. Неукоснительное соблюдение принципов и норм Кодекса является важным фактором качественного выполнения оперативно-служебных задач, необходимым условием общественного доверия и поддержки деятельности органов внутренних дел.

Статья 2. Сфера действия Кодекса

1. Соблюдение принципов, норм и правил поведения, установленных Кодексом, является нравственным долгом каждого сотрудника органов внутренних дел независимо от занимаемой должности и специального звания.

1 Далее — «МВД России».

2 Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 в редакции Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2007 г. № 372 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 33, ст. 3196; 2007. № 13, ст. 1531).

3 Принят Резолюцией 34/169 на 106 пленарном заседании Генеральной Ассамб­ леи Организации Объединенных Наций 17 декабря 1979 г.

4 Принят Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2001 г.

  1. Знание и выполнение сотрудником положений Кодекса является обязательным критерием оценки качества его профессиональной дея­тельности, а также соответствия его морального облика требованиям, установленным в МВД России.

  2. Гражданин Российской Федерации, проходящий службу в органах внутренних дел или поступающий на службу, вправе, изучив содержание Кодекса, принять для себя его положения или отказаться от службы в органах внутренних дел.

Статья 3. Ответственность за нарушение принципов и норм Кодекса

  1. За нарушение профессионально-этических принципов и норм, установленных Кодексом, сотрудник несет моральную ответственность перед обществом, служебным коллективом и своей совестью.

  2. Наряду с моральной ответственностью сотрудник, допустивший нарушение профессионально-этических принципов, норм и совершив­ший в связи с этим правонарушение или дисциплинарный проступок, несет дисциплинарную ответственность.

  3. Нарушения сотрудником профессионально-этических принципов и норм, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в установленном порядке:

  • на общих собраниях младшего, среднего и старшего начальствую­щего состава;

  • на заседаниях комиссий органов, подразделений, учреждений сис­темы МВД России по служебной дисциплине и профессиональ­ной этике.

4. По итогам рассмотрения вопроса о нарушении профессиональ­ но-этических принципов и норм сотруднику может быть вынесено об­ щественное предупреждение или общественное порицание.

Соблюдение и уважение нрав и свобод человека и гражданина

Принципы деятельности российской полиции самым непосредственным образом связаны с конституционными предписаниями, а механизмы реализации некоторых из них определяются исключительно нормами административного и уголовно-процессуального права. В частности, такой принцип деятельности полиции, как соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, имеет непосредственное конституционное содержание. Согласно Конституции РФ человек, сто права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 17). Указанные конституционные предписания являются основополагающими для деятельности органов полиции, они закреплены в действующем административном, уголовном, уголовно-процессуальном законодательстве. Человек, его права и свободы – все это должно находиться в центре правоохранительной деятельности полиции. Как отмечал еще в начале XX в. Η. Н. Белявский, «…сущность полицейской задачи заключается в том, что полицейские органы должны заниматься отвращением опасностей, грозящих личности, обществу и государству». Защита прав граждан традиционно является показателем демократической зрелости общества и уровня его развития, раскрывает степень возможного (должного) поведения личности. В свою очередь, осуществление прав граждан не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан, в связи с этим оно обременяется соответствующими обязанностями.

В ходе правоохранительной деятельности сотрудники полиции используют различные формы и методы работы, которые реализуются на основании закона, при этом некоторые нрава граждан могут быть ограничены. Ограничение прав человека в ходе осуществления правоохранительной деятельности полиции имеет пределы, которые определены законом. Во всех случаях ограничение прав личности прекращается после достижения цели ограничения соответствующего права.

Рост преступности, ухудшение правопорядка в стране заставляют по-новому взглянуть на принципы организации и деятельности российской полиции. Составной частью принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина является принцип гуманизма, который при любых обстоятельствах не теряет своей актуальности, более того, является ключевым в деятельности полиции. Так, несмотря на высокую степень общественной опасности ряда преступлений, сотрудники полиции не имеют нрава прибегать к пыткам, насилию, жестокому обращению, издеваться над задержанным гражданином, избивать его, совершать в отношении него действия, которые могут унижать человеческое достоинство задержанного. Напротив, сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми умышленно причиняются задержанному гражданину боль, физическое и нравственное страдание. Невыполнение этих требований влечет для сотрудника полиции меры уголовной и дисциплинарной ответственности.

Рассматривая порядок работы полицейского с гражданами, необходимо отметить, что для обеспечения прав личности сотрудник полиции при взаимоотношениях с гражданами, представителями юридических лиц, государственными или муниципальными служащими обязан назвать свою должность, звание, фамилию, предъявить служебное удостоверение, а также сообщить причину и цель обращения. Данное требование сформулировано в ст. 5 Федерального закона «О полиции» как обязательное, выполнение которого необходимо для защиты прав человека. Ни одно требование или просьба полицейского к гражданину не должны оставаться анонимными.

Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Это конституционное предписание находит закрепление в Федеральном законе «О полиции». Следует учитывать, что ограничение прав граждан подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе принятыми МВД России, недопустимо.

В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему основания применения соответствующих мер принуждения, а также права и обязанности, которые при этом возлагаются на гражданина. В частности, при задержании, гражданину разъясняются его права на защиту, юридическую помощь адвоката и др. К сотруднику полиции, который несет службу по охране общественного порядка, часто обращаются граждане. При таком обращении, как уже отмечалось, сотрудник полиции обязан четко назвать свою должность, звание, фамилию, внимательно выслушать гражданина и, если вопрос относится к компетенции данного сотрудника полиции или полиции в целом, принять соответствующие меры в пределах своих возможностей. Если вопрос не входит в компетенцию полиции, сотрудник должен разъяснить гражданину, куда ему следует обратиться для разрешения возникшей проблемы.

Согласно конституционным предписаниям каждый гражданин России имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Кроме того, каждый россиянин имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

При осуществлении правоохранительной деятельности сотрудники полиции имеют доступ ко многим сведениям, в том числе и о частной жизни гражданина. В связи с этим на сотрудников полиции возлагается обязанность охранять всеми средствами, предусмотренными законом, информацию о частной жизни человека, которую они получили в ходе осуществления своей служебной деятельности, не распространять эту информацию без согласия соответствующего гражданина.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Указанное конституционное предписание имеет прямое и самое непосредственное отношение к деятельности органов полиции. Гражданин вправе знакомиться со всеми процессуальными документами, которые составлены сотрудником полиции с участием соответствующего гражданина, а также с документами, которые его непосредственно касаются. Это право закреплено в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 46 и 47 УПК РФ), законодательстве об административных правонарушениях (ст. 25.1 КоАП РФ) и др.

  • Белявский Η. Н. Полицейское право (административное право). Петроград, 1915. С. 18.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *