Предостережение о недопустимости нарушения

Содержание

Объявление прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона

Сущность предостережения заключается в предъявле­нии прокурором соответствующему должностному лицу, го­товящемуся совершить противоправное деяние или совер­шающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не бу­дут прекращены (привлечение к дисциплинарной, админис­тративной, уголовной или гражданско-правовой ответствен­ности, отстранение от должности).

Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов. Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся со­вершить единоличные противоправные действия (бездей­ствие), не влекущие по своей общественной опасности уго­ловной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам, либо государственным или об­щественным интересам.

Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться:

    • в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. или
    • в подготовительных действиях, например в даче распо­ряжения подчиненным работникам о подготовке проекта правового акта, противоречащего законам, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям;
    • в бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопу­щению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причине­нием вреда публичному и личному (частному) интересу.

Таким образом, гото­вящиеся противоправные деяния — это в подавляющем большинстве уже совершенные или совершаемые, но пока еще не представляющие большой общественной опасности правонарушения (нарушения законов), которые, не будучи пресеченными, могут перерасти в более опасные наруше­ния законов, не исключая и преступления.

Поэтому основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона как раз и состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. На­ряду с объявлением предостережений прокуроры могут ис­пользовать внесение протестов и представлений. Предосте­режение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

27. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОКУРОРА О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕГО НАДЗОРА

Предостережение о недопустимости нарушения закона имеет целенаправленный профилактический характер и применяется, когда прокурор в процессе осуществления общего надзора получает сведения о том, что должностные лица объектов надзора готовятся совершить противоправные деяния.

При наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, предостережение о недопустимости нарушения закона направляется также руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Применение предостережений – исключительная компетенция прокурора и его заместителя. Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо правам и свободам граждан. Предостережение оформляется в письменной форме и объявляется лицу под расписку непосредственно в прокуратуре. Прокурорский надзор за исполнением законов осуществляется на всех уровнях, в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов РФ, прокуратурах городов и районов, а также приравненных к ним специализированных прокуратурах.

На Генеральную прокуратуру РФ возложен надзор за законностью правовых актов федеральных министерств и ведомств, всероссийских общественных объединений, который обеспечивается Главным управлением по надзору за исполнением федерального законодательства. В состав Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства входят: управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики; управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан; управление по надзору за исполнением законов на транспорте, в таможенной и экологической сферах; организационно-методический отдел.

Соответствующие подразделения по осуществлению общего надзора образованы в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах. На прокуратуры субъектов РФ возложен надзор за законностью правовых актов республиканских министерств, ведомств и общественных объединений, органов исполнительной власти и управлений субъекта РФ, региональных общественных объединений. Районные (городские) прокуратуры и приравненные к ним специализированные прокуратуры осуществляют надзор за иными местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями. Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов в районных (городских) прокуратурах закрепляется за конкретным работником прокуратуры (помощником).

Надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями осуществляется военными и соответствующими специализированными прокуратурами.

Прокурорский надзор осуществляется гласно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Что такое предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований?

Согласно Федеральному закону от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости таких действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

Статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что при наличии у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, либо создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, орган государственного контроля (надзора) объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).

Предостережение должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора), вышеуказанных сведений.

Решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора) на основании предложений должностного лица.

По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения. При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.

Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166.

В случае неисполнения требования, изложенного предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предостережение

Выберите букву

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — ФЗ №294), касающиеся в том числе организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. Одним из таких мероприятий является вынесение предостережения хозяйствующему субъекту о недопустимости нарушения обязательных требований.

  • Необходимость использования этого подобного акта обусловлена функциями Трудовой инспекции, ФСБ и прокуратуры РФ, к которым относится как пресечение нарушений закона, так и воспитание должностных лиц, юридических и физических лиц в духе добросовестного исполнения законодательства и своих конституционных обязанностей.

В 2019 году данное право получили сотрудники полиции в отношении физических лиц. Предостережения касаются недопустимости действий, которые создают условия для административных нарушений и преступлений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Как будет применяться данная право нет ясно, видимо будут сложности.

Предупреждение структурами надзора, в т.ч. трудовой инспекции

С 2017 года Федеральный закон №294-ФЗ предусматривает проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушения обязательных требований. Для этого контролирующие органы на федеральном и местном уровне обязаны составлять ежегодные программы профилактики нарушений. В ряде ведомств планируется разработать и утвердить типовые программы профилактики нарушений обязательных требований, и трудовая инспекция не исключение.

Как выглядит предупреждение трудовой инспекции

Кто и в каких случаях может вынести предостережение?

Согласно п. 5 ст. 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее — предостережение) объявляется органом контроля юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в следующем случае: при наличии у органа контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти или местного самоуправления, из средств массовой информации.

Но при наличии указанных сведений контролирующий орган вынесет предостережение только при выполнении следующих условий:

  • если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий;
  • если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

Предостережение выносится при наличии сведений о возможности (угрозе) нарушения требований законодательства или непосредственно о нарушениях, не причинивших какого-либо вреда и не создавших угрозу причинения данного вреда, а также если хозяйствующий субъект ранее не был привлечен к ответственности.

Если контролирующий орган получил соответствующие сведения о нарушениях, но не выполняются условия для направления предостережения, то в отношении данного субъекта будет проведена внеплановая проверка.

Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166, которое вступило в силу 22 февраля 2017 года.

Начнем с того, что вынести решение о направлении предостережения вправе следующие должностные лица контролирующего органа:

  • руководитель;
  • заместитель руководителя;
  • иное уполномоченное приказом должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Для вынесения и направления предостережения у контролирующего органа есть 30 дней на получение приведенных выше сведений, если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению названных требований. При объявлении указанного предостережения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган контроля.

Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.

Предостережение может быть направлено в адрес хозяйствующего субъекта двумя способами:

  • в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • иным доступным для юридического лица, индивидуального предпринимателя способом.

В данном случае под иным способом понимается направление предостережения в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием Интернета, в том числе по адресу электронной почты юридического лица (индивидуального предпринимателя), указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), либо опубликованному на официальном сайте юридического лица (индивидуального предпринимателя) в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством РФ, либо размещенному через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Что делать при получении предостережения?

Получив такое предостережение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны его рассмотреть, игнорировать его не рекомендуется. Каких-либо правил рассмотрения предостережения не установлено.
Рассмотрев предостережение, хозяйствующий субъект вправе направить в орган контроля возражения или уведомление об исполнении данных требований.

Заметим, что результаты рассмотрения возражений и уведомления будут использоваться контролирующими органами для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Если есть возражения

В случае несогласия юридического лица или индивидуального предпринимателя с вынесением предостережения в орган контроля, направивший предостережение, представляются возражения. Формы возражения не устанавливаются, но предусмотрен перечень сведений, которые должны в нем содержаться:

  • наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ИНН юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Способ представления возражений может быть различным:

  • в бумажном виде почтовым отправлением;
  • в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа контроля;
  • иными указанными в предостережении способами.

Данные возражения будут рассмотрены органом контроля, который даст ответ в течение 20 рабочих дней со дня их получения. Порядок направления ответа аналогичен порядку направления предостережения. Дальнейшие действия субъекта будут зависеть от полученного ответа.

Если возражений нет

При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в отраженный в предостережении срок должны направить в орган контроля уведомление о его исполнении. Формы уведомления также не устанавливается, но предусмотрен обязательный перечень сведений, которые надо указать:

  • наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ИНН юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Обратите внимание! В предостережении должен быть приведен срок для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления о его исполнении — не менее 60 дней со дня направления предостережения.

Уведомление можно направить приведенными выше способами: в бумажном или электронном виде.

Прокурорское предупреждение — особенности

Предостережение о недопустимости нарушения закона на современном этапе развития прокурорского надзора в Российской Федерации является одним из основных актов прокурорского реагирования, широко используемых в правоприменительной практике.

Так, за январь — май 2018 г. органами прокуратуры предостережено 43 978 лиц о недопустимости нарушения закона -, в 2017 г. — 86 036 лиц, в 2016 г. — 92 359 , в 2015 г. — 100 697 и в 2014 г. — 99 101.

Когда выносится

В соответствии со ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» предостережение о недопустимости нарушения закона направляется прокурором в письменной форме должностным лицам, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Таким образом, в отличие от остальных актов прокурорского реагирования, которые прокурор использует после установления факта нарушения закона в целях его устранения, предостережение прокурора имеет ярко выраженную профилактическую (предупредительную) направленность.

Каким законом регулируется

Порядок применения предостережения урегулирован ст. 25.1 Закона о прокуратуре, ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также указанием Генерального прокурора РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», которыми определены основания применения, правовые последствия, а также соответствующая процедура.

Предостережения объявляются при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных деяниях, в нем должна содержаться ссылка на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которого предостерегает прокурор.

Доведение предупреждения

Закон о прокуратуре предусматривает возможность как направления предостережения, так и объявления его должностному лицу. В ст. 6 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» указывается лишь на его направление. То есть этот акт реагирования может доводиться прокурором до сведения предостерегаемого лица как путем личного объявления его содержания прокурором с последующим вручением, так и опосредованно — путем направления почтой, курьерской связью и т.п.
Опосредованное доведение предостережения путем его направления используется при отсутствии возможности личного вручения прокурором предостерегаемому лицу. Например, по причине сложных метеоусловий при удаленности места постоянного пребывания предостерегаемого, нахождения его в командировке и пр.

Кроме того, наиболее эффективным будет являться способ направления, предполагающий подтверждение факта получения адресатом. Указанное обстоятельство связано со следующим аспектом применения предостережения — его последствиями.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность (п. 1.2 указания Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 №39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»).

Предостережение прокурора как ненормативный правовой акт не затрагивает права, свободы и законные интересы указанных в ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» лиц, его применение связано с отсутствием нарушений закона и имеет своей целью только предупредить их совершение в будущем.

Применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений (п. 2 указания Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 №39/7).

Направляется прокурором или его заместителем должностным лицам при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам с целью предостережения о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Ст. 25.1, ФЗ N2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации».

См. Постановление прокурора, Представление прокурора, Протест прокурора.

Поделиться с друзьями

Статья 25.1. Предостережение о недопустимости нарушения закона

<Письмо> Генпрокуратуры РФ от 27.02.2004 N 36-12-2004 <О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях>

В части первой ст. 25.1 Закона о прокуратуре закреплено, что предостережение о недопустимости нарушения закона объявляется должностному лицу в целях предупреждения правонарушений. То есть по своей сути это средство прокурорского надзора нельзя признать актом реагирования на выявленные нарушения в прямом смысле слова. Вместе с тем, как показывает анализ практики применения прокурорами названной статьи, предостережения зачастую объявляются уже по факту совершения нарушений законов, а не при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Безусловно, такая практика не является правильной и подлежит корректировке, поскольку предостережение как превентивная мера не достигает своей цели, отчего ценность его крайне невелика.

Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 N 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева»

В случае если органы юстиции или прокуратуры полагают, что та или иная некоммерческая организация необоснованно уклоняется от подачи заявления о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, они вправе вынести ей в целях устранения допущенных, по их мнению, нарушений требований абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» письменное предупреждение (подпункт 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях») или прокурорское предостережение (статья 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»), имея при этом в виду, что обязанность представления доказательств, свидетельствующих о намерении некоммерческой организации участвовать в политической деятельности или о реальном участии в таковой, лежит на них как компетентных представителях государственной власти.

«Методические рекомендации «Привлечение к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора» (одобрены Генпрокуратурой России)

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в пятнадцатидневный срок (п. 2 ст. 25 Закона о прокуратуре, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). Также в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности (п. 2 ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной»

Из положений пунктов 1 и 2 статьи 1, статей 4, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями его статей 23 — 25.1 следует, что проведение прокурорской проверки призвано устранить неопределенность в отношении имеющихся у органов прокуратуры конкретных сведений, указывающих на наличие в деятельности некоммерческой организации признаков нарушений законов, и вынести по ее итогам — в случае подтверждения наличия соответствующих нарушений — акт прокурорского реагирования в виде протеста, представления, постановления или предостережения о недопустимости нарушения закона. При этом пункт 16 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года N 195 обязывает прокурора формулировать в документах прокурорского реагирования правовую сущность выявленных нарушений законов с указанием на их негативные последствия, причины и условия, которые им способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц, а также принимать участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования.

41.Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора(средства реагирования)

  • •1.Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы».
  • •2.Пд, ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.
  • •3.Законодательство о правоохранительных органах в рф, его классификация.
  • •4.Понятие судебной власти и система органов, осуществляющих ее.
  • •5.Понятие правосудия.
  • •6.Понятие принципов правосудия, их система.
  • •7.Осуществление правосудия только судом.
  • •8.Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.
  • •9.Независимость судей и подчинение их только закону.
  • •10.Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.
  • •11.Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
  • •12.Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.
  • •Фз от 20.08.04 г. «о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в рф». Ст. 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя
  • •Федеральный закон от 30.05.01г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов рф» Ст. 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей
  • •13.Право граждан на судебную защиту.
  • •14.Презумпция невиновности.
  • •15.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.
  • •16.Национальный язык судопроизводства.
  • •17.Гласность судебного разбирательства.
  • •18.Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.
  • •19.Понятие судебной системы рф. Признаки судебной системы.
  • •21.Конституционный суд рф: задачи, принципы организации и деятельности.
  • •22.Высший Арбитражный Суд рф: структура и компетенция.
  • •23.Федеральные арбитр. Суды округов: порядок образования, структура, полномочия.
  • •24.Арбитражные Суды субъектов рф: порядок образования, структура, полномочия.
  • •25.Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».
  • •26.Понятие суда 1ой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.
  • •27.Понятие суда 2й (кассационной) инстанции: суды рассматр. Дела во 2й инст-ции
  • •28.Понятие суда апел-ной инст-ции: суды рассматр. Дела в апел-ной инст-ции.
  • •29.Понятие суда надзорной инст-ции: суды рассматр-щие дела в надзорн. Инст-ции.
  • •30.Верховный Суд рф: его полномочия и структура.
  • •31.Суды субъектов рф: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.
  • •32.Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.
  • •33.Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • •34.Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.
  • •35.Судебный департамент при Верховном Суде рф и его функции.
  • •36.Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.
  • •37.Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.
  • •38.Органы судейского сообщества, их функции.
  • •39.Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.
  • •40. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора
  • •41.Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора(средства реагирования)

Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 N 39/7
(с изм. от 16.10.2000)
«О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 6 июля 1999 г. N 39/7

О ПРИМЕНЕНИИ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА

Статьей 25.1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Для обеспечения законности и единообразия применения этого правового средства реагирования в практической деятельности органов прокуратуры предлагаю:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений.

1.1. Применение предостережения отнесено Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применять только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

1.2. Предостережение объявлять во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

1.3. При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования.

1.4. Предостережение о недопустимости нарушения закона применять только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

2. Установить, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

2.1. Предостережение объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.

2.2. Предостережение оформлять в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

2.3. Предостережение должностному лицу объявлять под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.

3. Обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении. Применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные законом меры ответственности.

4. Разъяснять должностным лицам, что согласно требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд. В случае удовлетворения жалобы предостережение признается недействительным, о чем сообщается заявителю органом, принявшим такое решение.

5. Ежегодно изучать эффективность объявления должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона. Результаты обсуждать при необходимости на заседаниях коллегий органов прокуратуры с принятием необходимых мер по совершенствованию этой деятельности, о чем информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации в докладных записках по итогам работы за год.

6. Организационно-контрольному управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Смирнову Г.П.) подготовить изменения в статистический отчет о работе прокурора по форме П, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 16.02.93 N 20 (с изменениями и дополнениями, утвержденными Приказом и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 06.08.97 N 49), для отражения результатов применения предостережения о недопустимости нарушения закона (начиная с отчета о работе за 1999 г.).

7. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на соответствующих заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Указание направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным, другим прокурорам специализированных прокуратур.

И.о. Генерального прокурора

Российской Федерации,

Государственный советник

юстиции 1 класса

Ю.Я.ЧАЙКА

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА

г. (пос.) ________________ «__» _________ _____ г.

Проверкой ________________________________________________________ (в порядке рассмотрения обращений граждан, иных сигналов о нарушениях закона) установлено, что _________________________________________________ __________________________________________________________________ (кратко излагаются неправомерные действия должностного лица, __________________________________________________________________ наименование закона, которому они противоречат, __________________________________________________________________ наступившие и возможные последствия и т.п.) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 22 и ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ПРЕДОСТЕРЕГАЮ __________________________________________________________________ (Ф.И.О. должностного лица, __________________________________________________________________ занимаемая должность, место работы, __________________________________________________________________ место жительства) о недопустимости указанных нарушений закона и разъясняю (предупреждаю), что ______________________________________________ __________________________________________________________________ (разъясняется закон об ответственности за продолжение __________________________________________________________________ неправомерных действий) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Прокурор (заместитель прокурора) ________________________________ ________________ (должность, классный чин, Ф.И.О.) (подпись) Предостережение мне объявлено, его сущность и право на обжалование вышестоящему прокурору или в судебном порядке разъяснены. __________________________ (подпись лица, которому объявлено предостережение)

Решение № 2А-4516/2017 2А-4516/2017~М-2907/2017 М-2907/2017 от 21 июня 2017 г. по делу № 2А-4516/2017

Октябрьский районный суд г. Ижевска (Удмуртская Республика) — Гражданское Суть спора: 3.049 — Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)… -> о признании незаконными предписаний прокурора Дело № 2а-4516/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации
21 июня 2017 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре К Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя Главы Администрации г.Ижевска З СП к прокуратуре Октябрьского района г.Ижевска, прокурору Октябрьского района г.Ижевска ЧМГ об оспаривании предостережения о недопустимости нарушения закона, отмене предостережения,
УСТАНОВИЛ:

Заместитель Главы Администрации г.Ижевска Задорожный С.П. обратился в суд с административным иском к прокуратуре Октябрьского района г.Ижевска об оспаривании предостережения о недопустимости нарушения закона от , отмене указанного предостережения. Исковые требования мотивировал тем, что ему как заместителю Главы Администрации г.Ижевска по ЖКХ в прокуратуре Октябрьского района г.Ижевска вручено предостережение о недопустимости нарушения законодательства, регулирующего вопросы теплоснабжения населения, а также подготовки к отопительному сезону и также разъяснено (предупреждено), что в случае нарушения закона он может быть привлечен у установленной законом ответственности. Полагает данное предостережение незаконным по следующим основаниям:
1) оно не отвечает требованиям пунктов 1.2, 1.4, 2, 2.1, 2.2 Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»;
2) вынесено с нарушением ст.25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, доказательства которых отсутствуют;
3) во время проведения проверки и до объявления предостережения у него не истребовались объяснения, что является нарушением порядка принятия оспариваемого решения;
4) предостережение вынесено ненадлежащему должностному лицу;
5) в предостережении не указаны нормы законодательства, которым противоречат действия (бездействия) должностного лица и какие действия необходимо совершить в целях исполнения предостережения, таким образом, оно не обладает правовой определенностью;

6) оспариваемое предостережение нарушает его права и законные интересы, т.к. в случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, он как должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечен к ответственности в установленном законом порядке.
Предостережение было обжаловано им в Прокуратуру УР, однако, в полученном ответе от № указано, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и ст.218, ч.1 ст.219, 220, 226 КАС РФ просит признать незаконным и отменить предостережение о недопустимости нарушения законодательства от , вынесенное прокурором Октябрьского района г.Ижевска, старшим советником юстиции М.Г. Ч в отношении заместителя Главы Администрации г.Ижевска ЗСП.
Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от к участию в деле в качестве соответчика был привлечен прокурор Октябрьского района г.Ижевска М.Г. Ч.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске. Суду пояснил, что его не ознакомили с материалами проводимой прокуратурой проверки, не дали возможность предоставить письменные пояснения – в этом он видит нарушение процедуры принятия оспариваемого предостережения и его прав. Тем более, что все необходимые действия по подготовке к отопительному сезону начаты и своевременно ведутся. Что касается котельной и теплотрассы в , что в предпринимались активные меры — был создан специальный штаб, проводились оперативные совещания, велись переговоры, поэтому отопительный сезон прошел на качественно ином уровне, нежели в . В этом году будут проводиться такие же мероприятия. С ПАО «» достигнута устная договоренность о строительстве там котельной и магистральной трубы теплопровода взамен выводимой АО «» и ЗАО «», проведены необходимые согласования по земельному участку, установлены сервитуты, найден подрядчик. Строительство объекта будет проводиться за счет ПАО «», т.к. в бюджете г.Ижевска отсутствуют необходимые денежные средства. Объект будет построен к сентябрю 2017. Письменного соглашения нет, т.к. вторая сторона отказывается его подписывать. В настоящее время подан иск в Арбитражный суд УР о понуждении АО «» и ЗАО «» провести подготовку к отопительному сезону и не выводить котельную из эксплуатации до . При необходимости будет обеспечена и дальнейшая ее эксплуатация. Такие же пояснения были устно даны им прокурору Октябрьского района г.Ижевска . Полагает, что с момента начала выполнения им функций заместителя Главы Администрации г.Ижевска по ЖКХ все необходимые мероприятия производятся в установленные сроки, что свидетельствует об отсутствии нарушений закона в его работе. Почему необходимые мероприятия не были начаты ранее, пояснить не может, т.к. не занимал эту должность.
Представитель административного истца П Л.В., действующая по доверенности, все доводы, изложенные в административном иске, поддержала. Также суду пояснила, что нарушение прав административного истца состоит в том, что ему уже сейчас приходится отвечать на запросы прокуратуры, а в дальнейшем наличие данного предостережения возможно послужит отягчающим ответственность обстоятельством.
Прокурор Октябрьского района г.Ижевска М.Г. Ч в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что предостережение о недопустимости нарушения закона соответствует закону как по процедуре принятия, так и по содержанию, и не нарушает прав административного истца. На протяжении последних трех лет вопрос о теплоснабжении Индустриального района г.Ижевска находится на контроле, т.к. в АО «» направило в Администрацию г.Ижевска письмо о намерении вывести из эксплуатации котельную, находящуюся в их собственности. Без этой котельной существующая схема теплоснабжения является достаточной только при температуре воздуха не ниже минус 5, при более низких температурах возможны чрезвычайные ситуации, а население этой части района составляет более 40 тысяч человек, там находятся жилые дома и объекты социальной сферы. В соответствии с действующим законодательством обязанность по созданию альтернативного источника теплоснабжения и вообще обязанность по созданию условий для устойчивого теплоснабжения населения возложена на Администрацию г.Ижевска и, в том числе, на административного истца в силу занимаемой должности. Решение Индустриального районного суда г.Ижевска по иску прокурора Индустриального района г.Ижевска в интересах неопределенного круга лиц и МО «город Ижевск» в ЗАО «» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности было отменено определением ВС УР от , в иске отказано. В связи с изложенным, а также бездействием Администрации г.Ижевска по созданию альтернативного источника теплоснабжения, что требует значительных финансовых и временных затрат, возникла реальная угроза нарушения прав жителей этого района на получение коммунального ресурса надлежащего качества, причинения вреда жизни и здоровью населения в зимний период. Каких-либо юридически значимых действий Администрацией г.Ижевска и лично заместителем Главы Администрации г.Ижевска по ЖКХ, на которого возложены полномочия Администрации города по вопросам жилищного и коммунального хозяйства, в период с не предпринято, документов об этом не представлено, что и послужило основанием для вынесения оспариваемого предостережения.
Представитель прокуратуры Октябрьского района г.Ижевска помощник прокурора Октябрьского района г.Ижевска Ш Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, суду также пояснила, что предостережение о недопустимости нарушения закона соответствует закону как по процедуре принятия, так и по содержанию и не нарушает прав административного истца. Действовавшее на дату принятия предостережения законодательство не возлагало на прокурора обязанность издавать решение о проведении проверки, знакомить с материалами проводимой проверки. Устные объяснения были отобраны у административного истца, что не оспаривается им самим, от дачи письменных объяснений он отказался. Предостережение о недопустимости нарушения закона неблагоприятных юридических последствий для лица, которому оно объявлено, не влечет. Если лицо, которому ранее было объявлено предостережение, совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него породят иные меры прокурорского реагирования, принятые в связи с последним нарушением законности, а не данное предостережение.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ регламентировано, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организации теплоснабжения населения.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 6, 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 4 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Город Ижевск», утв. решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 № 333, среди прочих обязанностей на муниципальное образование «Город Ижевск» возложена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ закреплено, что вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления решают вопросы местного значения исходя из интересов населения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу п. 2.6.3., 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190 ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту ФЗ № 190 от 27.07.2010 г.) к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующей территории относится организация обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме. Согласно ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель обязан обеспечить предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Распоряжением Главы МО «город Ижевск» № от на должность заместителя Главы Администрации города Ижевска по ЖКХ с на срок полномочий Главы МО «город Ижевск» назначен ЗСП.
В соответствии с распоряжением Администрации г.Ижевска от № «О распределении обязанностей и наделении полномочиями руководителей Администрации города» Заместитель Главы Администрации города по жилищно-коммунальному хозяйству осуществляет полномочия Администрации города по вопросам жилищного и коммунального хозяйства, а также осуществляет общее руководство Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска. Указанное опровергает довод административного истца о том, что предостережение вынесено в адрес ненадлежащего должностного лица.
Управление ЖКХ Администрации г.Ижевска в рамках исполнения Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска, утв. Решением Городской думы г. Ижевска от N касающегося непосредственно прохождения надлежащего отопительного периода в области организации в границах города Ижевска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения:
2.2.3. Организует подготовку объектов коммунальной инфраструктуры и объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях.
2.2.4. Участвует в разработке проектов договоров, заключаемых Администрацией города Ижевска с организациями коммунального комплекса в целях развития систем коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
2.2.5. Заключает договоры аренды муниципальных объектов инженерной инфраструктуры по поручению Главы Администрации города Ижевска и обеспечивает исполнение условий заключенных договоров.
2.2.8. Организует согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт (и) или из эксплуатации в установленном порядке.
2.2.12. Осуществляет подготовку оперативной информации о возникающих авариях и технических инцидентах на сетях электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, подготовку предложений по их устранению, координацию проведения ремонтных работ.
2.2.13. Осуществляет включение информации в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
2.2.14. Организует работу по проверке готовности к отопительному периоду объектов жилищно-коммунального хозяйства в пределах муниципального образования «Город Ижевск».
2.2.15. Участвует в согласовании схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Ижевск».
2.2.17. Организует согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.
Среди прочего, п. 2.2.6. Положения, установлено, что Управление организует обеспечение надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 4 ст. 21 ФЗ № 190 от 27.10.2010 г. устанавливается порядок вывода из эксплуатации источников тепловой энергии: собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
В силу ч. 5 ст. 21 № 190 от 27.10.2010 г. орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Администрацией г.Ижевска не исполнены обязанности по организации обеспечения надежного теплоснабжения на территории МО «Город Ижевск», возложенную на неё ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Данная обязанность органов местного самоуправления следует из требований закона.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что непринятие Администрацией г. Ижевска мер по обеспечению надежного теплоснабжения Индустриального района г. Ижевска от альтернативного источника теплоснабжения в связи с выраженным АО «ИжМетМаш» намерением вывести из эксплуатации принадлежащие ему объекты теплоснабжения в установленный законом трехлетний срок незаконно.
АО «ИжМетМаш», как законный владелец источников тепловых сетей, 24.04.2014 в соответствии с ч.4 ст. 21 ФЗ «О теплоснабжении» уведомило орган местного самоуправления о выводе из эксплуатации источников тепловой энергии.
В свою очередь, каких-либо юридически значимых действий Администрацией г.Ижевска и лично заместителем Главы Администрации г.Ижевска по ЖКХ, на которого возложены полномочия Администрации города по вопросам жилищного и коммунального хозяйства, в период с 2014 по март 2017 не предпринято, документов об этом не представлено, как при проведении прокуратурой Октябрьского района проверки, так и при рассмотрении настоящего дела. Ссылки административного истца на обращение в Арбитражный суд УР в 2016 и в настоящее время с иском о понуждении к совершению действий по подготовке к отопительному сезону и возложении обязанности не совершать действий по выводу котельной из эксплуатации, достаточными мероприятиями по обеспечению надежного теплоснабжения, т.к. являются временными мерами по сохранению теплоснабжения на указанный в законе трехлетний срок, и о том, что предпринимаются какие-либо меры по созданию альтернативного источника теплоснабжения на период, когда этот трехлетний срок истечет, не свидетельствуют. Доводы об устном соглашении с ПАО «Т Плюс» о строительстве котельной и магистральной трассы теплоснабжения материалами дела не подтверждены. Доводы об отсутствии в бюджете г.Ижевска необходимых для осуществления этих мероприятий денежных средств об исполнения указанных выше обязанностей не освобождают.
Таким образом, вывод прокурора Октябрьского района г.Ижевска о том, что Администрацией г.Ижевска в лице заместителя Главы по ЖКХ допущено бездействие по созданию альтернативного источника теплоснабжения, что при условии, когда для реализации обязанностей по теплоснабжению требуются значительные финансовые и временные затраты, влечет реальную угрозу нарушения прав жителей этого района на получение коммунального ресурса надлежащего качества, причинения вреда жизни и здоровью населения в зимний период, является обоснованным. Изложенное опровергает довод административного истца об отсутствии доказательств допущенного нарушения закона.
В соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу положений ч. 1 ст. 6 Федерального закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В силу части 1 статьи 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (часть 2 статьи 25.1 Федерального закона).
Статьями 22, 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» регламентировано, что предостережение о недопустимости нарушения закона является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия.
Таким образом, предостережение, являющееся одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, принимаемое на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным заявлениям, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, влечет для лица, в адрес которого оно объявлено, определенные правовые последствия в случае его неисполнения.
В Указании Генерального прокуратура Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» детализированы условия вынесения предостережения, которое может применяться только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.
Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Пунктами 1.1, 1.2 указания Генпрокуратуры Российской Федерации от 06 июля 1999 г. N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» предусмотрено, что предостережение о недопустимости нарушения закона должно применяться только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Предостережение может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.
Предостережение о недопустимости нарушения закона само по себе негативных юридических последствий для лица, которому оно объявлено, не влечет. Если лицо, которому ранее было объявлено предостережение, совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него породят иные меры прокурорского реагирования, принятые в связи с последним нарушением законности, либо привлечение его к предусмотренной законом ответственности за их совершение, а не данное предостережение.
Поскольку предостережение имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер, а его целью является предупреждение правонарушений, нельзя считать, что на Заместителя главы Администрации г.Ижевска по ЖКХ незаконно возложена какая-либо обязанность либо ограничены его полномочия. Направляя предостережение Заместителя главы Администрации г.Ижевска по ЖКХ, прокурор действовал в рамках предоставленных ему полномочий, права и свободы Заместителя главы Администрации г.Ижевска по ЖКХ не нарушены, на него не возложена какая-либо обязанность, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В Определении Конституционного Суда РФ от 23 октября 2014 года N 2344-О отмечается, что предостережение имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер, а его целью является предупреждение правонарушений, в связи с чем нельзя считать, что на административного истца незаконно возложена обязанность или созданы препятствия для осуществления деятельности. Доводы о правовой неопределенности оспариваемого предостережения не принимаются судом, т.к. противоречат его содержанию, из которого очевидна и фактическая причина его вынесения (ссылка на вывод объектов теплоснабжения АО «» и ЗАО «» и отсутствие действий по созданию альтернативных источников теплоснабжения со стороны Администрации города), так и правовое обоснование, изложенное выше. Отсутствие каких-либо конкретных требований (мероприятий) в предостережении обусловлено требованиями невмешательства в хозяйственную и должностную деятельность субъекта, оставляет ему свободу в реализации своих полномочий и не порождает правовой неопределенности в необходимости соблюдения закона.
При этом прокурором каких-либо постановлений в рамках административного производства в отношении административного истца не вынесено, оспариваемым предостережением заявителю не созданы какие-либо препятствия в реализации его прав и свобод, на него незаконно не возложена какая-либо обязанность.
Не являются основанием для удовлетворения иска и доводы о том, что перед вынесением предостережения прокурором не были получены объяснения от административного истца.
Истребование объяснений представляет собой часть процедуры проверки, выражающуюся в получении сведений об обстоятельствах правонарушения. В материалы дела не представлены доказательства, опровергающие выводы проведенной проверки, доказательства того, что письменные объяснения должностного лица о конкретных обстоятельствах могли повлиять на результаты проведенной проверки, по результатам которой должностному лицу было направлено предостережение. Получение от него прокурором устных объяснений административным истцом не опровергается. Обязанность ознакомить с материалами прокурорской проверки действующим законом не предусматривалась.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требования о признании предостережения от 02.03.2017 незаконным и об отмене указанного предостережения, надлежит отказать в полном объеме в связи с законностью вынесенного предостережения (отсутствие нарушений процедуры его вынесения, соответствие по форме и содержанию действующему законодательству), вынесения его после проведения необходимой проверки, свидетельствующей о предполагаемом нарушении прав и свобод граждан в случае бездействия по созданию устойчивого теплоснабжения территории МО «город Ижевск».
руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
Административный иск заместителя Главы Администрации г.Ижевска ЗСП к прокуратуре Октябрьского района г.Ижевска, прокурору Октябрьского района г.Ижевска ЧМГ об оспаривании предостережения о недопустимости нарушения закона, отмене предостережения оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд УР через Октябрьский районный суд г.Ижевска.
Решение в окончательной форме вынесено 22 июня 2017 года.
Председательствующий судья Н.В. Кузнецова

Суд:

Октябрьский районный суд г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Истцы:

заместитель главы администрации г. ижевска по ЖКХ Задорожный С.П.

Ответчики:

Прокуратура Октябрьского района

Судьи дела:

Кузнецова Наталья Викторовна (судья)

Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением
Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ

Предостережение о недопустимости нарушения закона

Согласно ст. 25 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Таким образом, законодатель совершенно определенно высказался в том, что:

  • -во-первых, правом объявления предостережения обладают только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;
  • -во-вторых, предостережение объявляется только должностным лицам;
  • -оно объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
  • -предостережение объявляется только в письменной форме;
  • -предостережение применяется в целях предупреждения правонарушений. Иными словами, положения ст. 25 Закона о прокуратуре не подлежат расширительному толкованию.

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. Речь может также идти и о бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопущению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причинением вреда публичному и личному (частному) интересу.

Основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений прокуроры могут использовать внесение протестов и представлений.

Предостережение о недопустимости нарушения закона следует оформлять на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения. Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения других лиц, справки, жалобы, заявления).

В случае неисполнения требований, содержащихся в предостережении прокурора, и при условии, что должностное лицо одновременно допустило правонарушение (административное, уголовное или иное), оно может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Из вышеизложенного следует, что акты прокурорского реагирования это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает: протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона. Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестование противоречащих закону правовых актов, устранение нарушений закона, принятие мер к привлечению виновных к административной ответственности путем возбуждения производства об административном правонарушении, предупреждение нарушений закона.

Так же следует отметить, что на прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора. Они должны добиваться, чтобы содержащиеся в актах реагирования требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений закона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *